Иванов Иван Иннокентьевич
— Ну, прощай, друг, — сказал Урицкий, крепко обнимая своего ученика, Ивана Иннокентьевича. — Не поминай лихом. Ты теперь знаешь, что кремнем можно не только высечь искру, но и разжечь пламя. Держись односельчан. И не давай себя никому в обиду. Подвода тронулась. Эвенк Яков Семёнов сдержал своё слово, доставив Моисея Соломоновича до железной дороги.
Искра, которую заронил ссыльный революционер М.С. Урицкий в души чекурских крестьян, воспламенила их сердца, подняла на неравную борьбу с царским самодержавием.
***
С прибытием в якутскую ссылку революционеров началось проникновение в Якутию марксистской литературы.
Постепенно революционным брожением была охвачена вся Якутия. Не остался в стороне и город Олекминск с крестьянскими сёлами вокруг него. Одним из этих сёл было и наше, можно смело сказать, родовое село Чекурка. Село Чекурка, где родился и жил мой прадед, образовано в 1823 году, как пункт Якутско — Иркутского почтового тракта. Это маленькое русское село на левом берегу Лены в 124 км от города Олекминска. Летом, когда река мелела, перед селом выступали пески, и рыбакам приходилось тащить снасть по камням за целую версту. Кованые сапоги каблуками высекали искры. Узнав такое чудесное свойство твердого камня (а по-якутски “чокур” означает кремень), ямщики стали называть селение Чекуркой. В настоящее время село Чекурка переименовано в село Урицкое, в честь ссыльного революционера.
Здесь родился, жил и был похоронен летом 1917 года мой прадед Иванов Иван Иннокентьевич. Здесь родились и жили его восемь детей. Прадед Иван был одним из первых революционеров Якутии, соратником ссыльного революционера Моисея Соломоновича Урицкого. Вот о нём, о моём героическом прадеде я хочу рассказать вам, мои дорогие земляки в этой публикации.
Старший сын прадеда Ивана Иннокентьевича — наш дед Иван Иванович Иванов — часто вспоминал о своём житье – бытье. Он рассказывал нам о тяжёлой жизни крестьян — ямщиков. Ведь село Чекурка – это село потомственных ямщиков. Практически все мужчины села были потомственными ямщиками. Трудно жили здесь люди. Женщины, как водится, садили огороды, держали скотину, растили детей. Мужчины помимо своей ямщицкой работы рыбачили и охотились. Дед Иван вспоминал, что с детства мечтал стать ямщиком, не знал он, будучи мальцом, что труд ямщицкий очень тяжёлый и неблагодарный. Его очень привлекала быстрая езда на сытых конях по весенней санной дороге… И чтобы обязательно под дугой колокольчики звенели!
В то время, когда жил в Чекурке Урицкий, дед Иван уже был ямщиком, гонял почту, потом стал станционным писарем — имел два класса церковно – приходской школы и считался грамотным человеком. Почтовый тракт тянулся протяжённостью в три тысячи километров с остановками через каждые тридцать километров, где стояли деревни русских поселенцев. По тракту мчались ямщики на санях, кошевках с облучком, обтянутых изнутри кошмой или грубым домотканым сукном. Обычно в сани запрягали пару лошадей. У купцов и царских чиновников были свои собственные походные повозки, закрытые и отапливаемые маленькими железными печками. Их сопровождали два ямщика: один верхом на переднем коне, другой — на облучке. На станциях (их называли станки) меняли лошадей, и ямщики менялись тоже. Всё надо было делать быстро, в течение 10-15 минут. Существовало жёсткое расписание: за час нужно было покрыть 12-15 километров, а купцы и чиновники перевозились со скоростью 15-20 км. в час. В случае опоздания, ямщиков штрафовали – 3 рубля за полчаса промедления. Уездный почтмейстер объезжал станки, разбирая претензии и жалобы проезжих пассажиров, чиновников, купцов. Виновных жёстко наказывали, штрафовали или вообще увольняли.
Жизнь в селе была тяжкой. Питались преимущественно ржаным хлебом. Пшеничную муку покупали у скопцов, калачи и шаньги пекли только по большим праздникам. За гоньбу государственной почты платили гроши. Зато требовали вовремя платить различные подати и налоги, которые ложились на плечи крестьян тяжёлым бременем. По Ленскому тракту возили множество арестантов, раздетых и голодных, которым на сутки выдавали 11 копеек пособия. Что можно было купить на такие деньги? Вот и приходилось ямщикам на каждой остановке кормить их за свой счёт. Местные жители приносили им тёплую одежду, хотя сами бедствовали.
Когда в Чекурке появился ссыльный революционер Моисей Соломонович Урицкий, головой волостной управы в селе был наш прадед Иванов Иван Иннокентьевич. На собрании сельчан он предложил назначить писарем Урицкого. Сельчане поддержали его, прадед пользовался среди них большим авторитетом и доверием. Иван Иннокентьевич не понаслышке знал тяжёлую жизнь ямщиков и крестьян своего села и всегда старался отстаивать их интересы, как в тяжбах с местными богачами, так и выезжая в волость. Так, например, Иван Иннокентьевич добился распределения сенокосных угодий по количеству душ в семье. И сам возглавил комиссию по переделу общинной земли. Ему очень помогала поддержка ссыльного революционера Урицкого и долгие беседы с ним по вечерам обо всём. Ведь прадед Иван и сам отсидел в тюрьме за свои революционные настроения. И даже тогда, когда власти по жалобам местных богачей – тойонов и купцов выслали из Чекурки Моисея Соломоновича Урицкого, революционный дух в селе не пропал, а наоборот окреп. От имени сельчан он предъявлял в волости требования по разным вопросам с целью облегчения жизни крестьян – ямщиков своего села. Однажды провели 1 мая маёвку с красным флагом и революционными песнями. Под руководством прадеда Ивана устраивались стачки и забастовки. Одна из наиболее серьёзных стачек произошла в 1905 году.
Стачка ямщиков Чекурской волости началась 20 декабря 1905 года. Она охватила цепочку деревень от Солянки до Мархачана на протяжении двухсот километров. Забастовка крестьян-ямщиков длилась до 24 января 1906 года. Царская администрация согласилась выдавать пособие за обывательскую гоньбу, принять расходы по содержанию лошадей за счёт казны и открыть новую ямщицкую станцию между Чекуркой и Русской Речкой. И в то же время царская власть жестоко расправилась с зачинщиками чекурской забастовки. Иван Иннокентьевич Иванов, Семён Иннокентьевич Иванов, солянский крестьянин Семён Захаренко и сын чекурского купца Егор Николаевич Иванов были приговорены к тюремному заключению сроком на девять месяцев каждый. Но всё же проведение забастовки стало большой победой чекурских крестьян – ямщиков, применивших впервые в далёкой якутской тайге метод революционной борьбы рабочего класса.
После Февральской революции 1917 года Иван Иннокентьевич – делегат от Чекурской волости – принимал участие в первом съезде якутских и русских крестьян Якутского, Олёкминского и Вилюйского округов Якутской области. По просьбе жителей Чекурка в 1920 году в честь ссыльного революционера была переименована в село Урицкое.
— Очень жаль, не смог я увидеть эту новую жизнь, — говорил тяжело больной Иван Иннокентьевич своим детям. — Но я счастлив, потому что вы, мои дети, будете жить по-новому. Не жалейте своих сил ради торжества власти рабочих и крестьян. Будьте дружны, живите в мире и согласии. Ваше поколение самое счастливое, будьте же достойны своего времени.
Летом 1966 г. приезжал в наше село писатель Феодосий Донской, встречался со старожилами и воспоминание нашего деда Ивана Ивановича опубликовал в очерке «Есть на Лене село»
«А сколько таких сёл вдоль реки Лены в Олёкминском районе, и у каждого своя история, свой облик, своё лицо!…
Эльза Одинцова
История стара как мир. Чекурские ямщики забастовали, чтобы указать государевым людям о скудности пособия, т.е. сказать о не выполнении ими своих обязанностей, об оторванности от действительности. Элита и в дореволюционное время, и в СССР и в настоящее время, похоже, думает лишь о себе. Что же изменилось теперь? Да ничего! Например, кто делегировал право депутатам думы в первую очередь установить зарплату себе. Даже не было попыток связать суммы получаемых гонораров с минимальными доходами граждан, при этом, заметьте, не ответственность свою и обязанности. Хотя могли бы получить мнение населения страны. Провести референдум или опрос.
Эльза, замечательный, исторический рассказ! Спасибо! Ждем продолжение. Молодежи будет полезно больше узнать о истории своей страны.
Да, Эльза, действительно замечательный рассказ. Исторический. Прочитаю своим внучкам, они любят узнавать про прошлые времена. Пишите ещё, вспоминайте, будем читать.
И Вы, Николай, примите мою искреннюю благодарность за созданный Вами замечательный сайт. Ваш сайт — это настоящая копилка с воспоминаниями о предках, об истории Якутии и в частности нашей любимой Олёкмы.
Мои родители Часовщиков Н.П. и Кузнецова Н.М. проживали в селе Урицкое, где в 1957г. родилась я. Есть там еще речка под названием Чертова речка. Отец мой работал с геологами искали там нефть.