Судьба Валерия Кузьмина
Судьба Валерия Кузьмина – отражение истории авиации страны
7 ноября 2018 года Якутия отмечает 100-летие легендарного летчика Валерия Ильича Кузьмина.
В 1930-х годах в Советском Союзе бурно развивалась авиация, молодежь была увлечена пилотированием, и Валерий Кузьмин не был исключением. Государство призывало: «Дадим стране Валерий Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях Олёкминского района. Окончив семилетку, Валерий по направлению комсомола поступил на охотоведческое отделение 150 тысяч лётчиков!». В небе над Якутском все чаще стали появляться самолеты, настойчиво осваивалось воздушное пространство Якутии.
В 1935 году в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. Одним из первых её курсантов стал Валерий Кузьмин. В 1936 году, после получения удостоверения инструктора-планериста, направлен в Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. Вернувшись через год с учёбы на родину дипломированным специалистом, работал командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
В Великую Отечественную войну, в октябре 1941 года решением Государственного Комитета Обороны для связи с США приступили к строительству Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин. Тогда Кузьмин летал на бипланах У-2 и П-5. Выручал опыт. Не одна подобранная с самолёта Кузьмина площадка в тайге и тундре становилась аэродромом перегоночной трассы.
Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название «Аляска – Сибирь», началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. За время работы в полку младший лейтенант Кузьмин перегонял американские самолёты С-47, занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов, выполнял неотложные санитарные задания. За время войны по трассе Аляска – Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолётов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Условия полётов на трассе были очень сложные, не обходилось без лётных происшествий и трагических событий. Кузьмин нередко вылетал на поиски пропавших самолётов.
Первое послевоенное пятилетие – годы становления Кузьмина как командира воздушного судна различных типов самолетов, освоенных им: С-47, ТС-62, Ли-2 и Ил-12, на которых он ежегодно налётывал по 600 – 800 часов.
Рос авторитет одного из первых пилотов-якутов. Валерий Ильич, начиная с 1950 года, три раза подряд избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.
В 1951 году, окончив курсы усовершенствования начальствующего состава гражданской авиации в Ленинграде, работал командиром эскадрильи.
В мае 1958 года Кузьмин становится пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров).
К этому времени, Валерий Ильич мог по памяти, с большой точностью назвать расстояния не только между крупными, но и самыми малыми аэропортами Якутской авиагруппы. Живо интересовался состоянием грузопотоков в Якутии, лучше любого начальника отдела перевозок знал, в каком аэропорту есть те или иные грузы и по каким направлениям их надо отправить. Руководимой им авиаэскадрилье одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное тогда звание «Коллектив коммунистического труда».
В феврале 1962 года Валерия Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие – самое крупное на севере Якутии – активно участвовало в высокоширотных воздушных экспедициях «Север», обслуживало дрейфующие станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.
Кузьмин летал на самолётах Ил-14 и Ли-2 ещё в Якутске, а на Колыме освоил Ан-2 и начал летать на вертолёте Ми-4, выполнял совершенно новый для него вид работы – ледовую разведку. В руководимом Кузьминым предприятии объем перевозок вырос на сорок процентов, оно не только стало рентабельным, но и осваивало по его инициативе новые работы. По предложению Кузьмина и при его деятельном участии с помощью авиации были решены проблемы коренных жителей Заполярья.
В середине 1960-х в Якутске в 139-м авиаотряде началась подготовка к освоению новых турбовинтовых самолетов Ан-24 и Ан-12, Валерий Ильич добился освобождения от должности руководителя Нижнеколымского объединенного авиаотряда (так называлась его должность после реорганизации авиапредприятия), чтобы заняться освоением новой техники.
В 1965 году он проходит переподготовку на самолёт Ан-12 в Ульяновской школе высшей лётной подготовки и уже в середине 1966 года работает пилотом-инструктором этого воздушного судна, а с 1967 года становится командиром 139-го лётного отряда, успешно осваивавшего Ан-24 и Ан-12. В том же году он и Владимир Львович Браташ становятся первыми в Якутии заслуженными пилотами СССР.
В 1969 году В.И. Кузьмин возглавил Якутское объединенное авиапредприятие. Под его руководством произведена замена огромного парка устаревших поршневых самолетов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, расширена география полетов. Проведена подготовка производственной базы и персонала для приёма самолетов I класса Ту-154, Ил-76, закладывался фундамент авиационной инфраструктуры, развернулось небывалое жилищное строительство в посёлке авиаторов.
Якутское авиапредприятие работало энергично, было на хорошем счету не только в республике, но и в Союзе, не раз признавалось победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. Не был обделён почестями, вниманием и сам Валерий Ильич. Кузьмин был награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, орденами Красной Звезды, Знаком Почета, Знаком «Отличник Аэрофлота», медалями.
В феврале 1973 г. он стал Героем Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Работа в Якутском авиапредприятии шла по возрастающей, с неуклонным увеличением объёмов работ, освоением новых воздушных трасс.
В 1974 году сдан в эксплуатацию ангар – уникальное сооружение подобного назначения, впервые построенное на вечной мерзлоте. В новые квартиры вселилось 102 семьи авиаработников. Заканчивалось строительство зданий командно-диспетчерского пункта, тренажёров, детского комбината и склада ГСМ. При всей огромной занятости Валерий Кузьмин продолжал летать.
Первый рейсовый Ту-154 прилетел в Якутск из Москвы 1 апреля 1976 года. И чем ближе он узнавал Ту-154, тем больше укреплялся в мысли – надо добиваться, чтобы этот самолёт базировался в Якутском аэропорту. Для этой цели необходима была реконструкция аэродрома, чтобы можно было принимать самые современные и тяжёлые самолёты – Ил-62, Ил-76, Ил-86. В 1978 году в Якутске было развёрнуто строительство взлётно-посадочной полосы, способной принять Ил-62 и другие самолёты такого класса.
До июня 1981 года Валерий Кузьмин продолжал эту работу. Лишь в конце 80-х годов развернулась, наконец, реконструкция Якутского аэродрома, началось строительство и оснащение современным оборудованием цехов и лабораторий авиационно-технической базы, объектов связи и радионавигации. Вся эта работа велась уже под руководством учеников и последователей дела В.И. Кузьмина, сердце которого остановилось в 1983 году.
Судьба Валерия Ильича – отражение исторических страниц авиации страны, ее становления и развития. Кузьмин – гордость республики.
В Якутске имя легендарного летчика присвоено улице, площади и средней школе № 30. Учреждены авиационная премия и стипендия имени Валерия Ильича. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси, самолеты авиакомпании «Якутия». Памятник Кузьмину установлен в аэропорту города Якутска, с аэродрома которого он не раз поднимал ввысь крылатые машины.
За эти десятилетия накоплен бесценный опыт пилотирования в экстремальных условиях Крайнего Севера, сформирована уникальная якутская школа летного и инженерно-технического состава, высоко котирующаяся в авиационной отрасли страны и мира. Проявляя высочайший профессионализм и преданность своему делу, якутские авиаторы обеспечивают сегодня потребность экономики республики в авиаперевозках, транспортную мобильность жителей республики, сокращая время и расстояния.
В одной из своих последних статей Кузьмин привёл слова поэта: «Не вижу в небе самолёта – и небо кажется пустым». Да, он не мыслил своей жизни без авиации. Его масштабные замыслы и решения опережали время, и не теряют значимости и сегодня, а дело всей жизни Валерия Ильича продолжают авиаторы республики – настоящие профессионалы своего дела, среди которых – дети, внуки Кузьмина.
Статья опубликована на сайте Якутское-Саха Информационное Агентство
Перейти по ссылке ysia.ru