Почему ставят под сомнение Великую Победу и то, какой ценой она досталась

ИА SakhaNews. У молодежи, подростков ─ свой, отличный от нашего, мир. Порой кажется, это совершенно другие (во всем) люди, понять которых совершенно невозможно ─ об этом с завучем по воспитательной работе лицея № 2 г. Ленска Светланой Боровик беседует корреспондент ИА SakhaNews Ольга Сергеева.

– На мой взгляд, немалая часть нынешней молодежи, в том числе школьники, имеет о прошлом нашей страны крайне негативное, а подчас, я бы сказала, примитивное, представление. В общем, совок, тоталитаризм, чихнуть не смей без разрешения и т.д. Почему?

– Виновато в этом, прежде всего, государство. Кто разрешил в 1990-е обрушивать на неподготовленную аудиторию информацию, на мой взгляд, требующую тщательной проверки и очень корректного выноса на обсуждение? Государство. А после этого пошло-поехало. В нашей стране только ленивый за период от 1985-го до 2005 гг. не гнушался ставить под сомнение Великую Победу и то, какой ценой она досталась. И патриотизм-то был единичный, и Сталин плохой стратег, и массовое предательство на фронтах процветало, и американская помощь была прямо-таки спасательным кругом для нищего Советского Союза… Можно продолжать, но не хочется.

Далее – виновата в этом наша система образования. Я двадцать шесть лет работаю учителем литературы, на моих глазах уходили из учебников рассказы и произведения о войне, из планов по воспитательной работе постепенно исчезали мероприятия, воспитывающие патриотизм (например, смотры песни и строя, День юного героя-антифашиста и т.д.). Очень много появилось ненужных нашим детям праздников – День святого Валентина, Хеллоуин и прочие. Что они несут? Ничего. Чужие это традиции, чужая культура.

Школьники не знают не только историю своей страны, они не знают порой элементарного о своей культуре, искусстве. А самое страшное – часто у них нет желания это все узнать. Я не хочу всех ребят обвинять в полной безграмотности, но, к сожалению, очень большая часть молодежи убога в своих познаниях на эту тему.

Семья также виновата в том, что дети в ней растут, не помнящие родства. Мало в наших ячейках общества традиций, ослабевает связь поколении. Деньги, благосостояние – вот главные темы домашних разговоров.

А самые злостные разрушители вечных ценностей, распространители «духовного ширпотреба», приверженцы сомнительного наследия – СМИ! Это скажет любой здравомыслящий человек.

Виновато и сомнительное искусство. Современный фильм о Великой Отечественной войне – это, прежде всего, боевик. А я помню и люблю такие киношедевры, как «Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне как на войне», «А зори здесь тихие», «Живые и мертвые». Много их было, советских фильмов, которых ныне подвергают сомнению: а правду ли они рассказывают? (это делает сейчас Тутта Ларсен на телеканале «Звезда»). То есть создается мнение, что многие подвиги народа – просто вымысел, подлакированная действительность. А ведь есть замечательная повесть Кондратьева «Сашка» и одноименный фильм, где молоденький солдат, познавший все ужасы войны, не дает убить пленного «языка», потому что обещал ему жизнь, потому что есть у этого паренька честь и достоинство освободителя, а не жестокость палача.

Но почему нашим детям те фильмы и литература неинтересны? Почему? Другие времена, другие нравы. Для нашего поколения 1945-й не так уж и далек, а для них эта дата уже сродни войне с Наполеоном.

У нового времени иные герои. В марте мы с кадетами возвращались с игры «Снежный барс», устали невероятно! Но когда водитель автобуса включил фильм «9-я рота», ребята глаз не могли оторвать от экрана. Я им говорю: «Вы же сто раз его видели!» А они: «Ну и что!» Не поверите: фильм закончился, когда мы въезжали в школьные ворота! Ребята зааплодировали то ли водителю в знак благодарности, то ли герою, который остался в живых…

Вот и ответ: Афганская война им ближе, ее герои реальнее. И они вызывают чувства, эмоции, активное комментирование событий.

– Мне приходилось слышать от молодежи, что если бы не помощь союзников, наша страна не победила бы Гитлера…

– Нет, от своих школьников за все эти годы ни разу не слышала подобного вывода. Ни разу.

– Светлана Равильевна, ваши лицеисты – заядлые КВН-щики, вместе с ними, кадетами и так называемыми трудными подростками вы сплавляетесь по Лене, участвуете в различных слетах и т.д. Расскажите об этом. И, кажется, вам помогают молодые люди, отслужившие в ВДВ?

– Мы с ребятами считаем, что дороги – это способ познания мира. Путешествуя, ребята приобретают новые знания, становятся взрослее и мудрее. Мы участвовали в слете кадетов на Байкале, в Бурятии. В одной из экспедиций нашли в якутской тайге самолет, разбившийся в годы Великой Отечественной войны, ─ видели бы вы глаза ребят в этот момент… Тогда одна из лицеисток, Арина Карих, написала об этом, ее работа была высоко оценена на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Интеллектуальное возрождение России».

Мы давно дружим с десантниками. Они учат наших ребят держаться в походе, шагать дальше, когда давит усталость, рюкзак оттягивает плечи и пот заливает глаза.

Летом 2008 г. мы сплавлялись по Лене до Якутска. Экспедицию сопровождали спасатели МЧС, отслужившие в ВДВ, – Аркадий Богидаев, Вячеслав Воробьев и офицер из военкомата Алексей Матвеев.

Это было незабываемое путешествие – с купанием-загоранием, встречами-расставаниями. Однажды к берегу, где мы разбили лагерь, причалил парусник с туристами из Кузбасса. «Мы были на Селигере и Байкале, но Лена – круче всего», – восхищенно признались кузбассцы.

На стоянке в Олекминске ребята хорошо поработали в районной библиотеке, познакомились с историей старинного города. В День ВДВ мы провели спортивные соревнования.

Очень сильное впечатление на ребят произвели Ленские столбы. Повязав ленточку-саламу, ребята взбирались на самую высь, вы же знаете, какой оттуда вид открывается – просто дух захватывает!

Вернувшись домой, мы организовали две фотовыставки, главная идея одной из них – сохранение родной природы, другая называется «Якутск глазами ленчан». Сейчас ребята продолжают работу по изучению истории Якутии.

Наш лицей в 2009 г. был награжден серебряной медалью на Всероссийском конкурсе педагогических разработок за программу патриотического воспитания. Значит, то, что мы делаем, – делаем правильно. Ищем формы работы, которые интересны и удобны не нам, а детям.

1 мая мы шли с транспарантом «Дружбу народов СССР – сохраним!». Сейчас кадеты завершают свои тренировки перед показательными выступлениями, которые пройдут 8 и 9 мая, девчонки-старшеклассницы создали свой взвод, назвали его «Катюша».

И все это без надрыва, без понукания. Сами. А это дорогого стоит. А «трудные» заранее беспокоятся, будут ли летние экспедиции или сплавы, летний лагерь «Форпост». Я рада их вопросам. Я рада снова с ними встречать рассветы на реке, отмывать закопченные ведра, спасаться с ними в палатке от комаров, рассказывая о тех героях, которые близки мне, – о солдатах сороковых…

– Что вы пожелаете читателям портала SakhaNews?

– Поздравляю всех с праздником 9 мая! Пусть юные потомки гордятся нашими прославленными снайперами и минометчиками, пехотинцами и танкистами, отстоявшими свободу огромной страны! Уважаемым ветеранам – низкий поклон, почет и уважение!

Справка:

Боровик Светлана Равильевна родилась 30 октября 1961года в г.Олекминске Якутской АССР.

Окончила в 1983 году Якутский госуниверситет.

Преподавала русский язык и литературу в средних школах № 1 и № 2 г.Олекминска, была завучем по воспитательной работе.

В настоящее время – заместитель директора МОУ «Лицей № 2 г. Ленска», учитель русского языка и литературы.

Награждена медалью «За патриотическое воспитание» Союза десантников России, Почетными грамотами министерства образования РС(Я).
Перейти по ссылке на www.1sn.ru  


Комментарии

— Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

счетчик посещений