ГлавнаяmenПшенников Михаил Егорович

Нам, потомкам, глубоко не безразлична история нашей страны и народов, её населяющих. Этот пласт знаний еще достаточно не изучен. Но, особенно, важно знать историю своего рода. И это вполне понятно, потому что народ – это и есть воедино собранные наши кровные роды, ведущие к единому предку по отцовской или материнской линии. В зрелом возрасте мы осознаём это, как никогда раньше. Хочется лучше узнать своих предков, кто они были, как жили, о чём думали, страдали и радовались. И мы начинаем по крупицам собирать сведения о них, сожалея о том, что не задумывались об этом в молодости, когда были живы наши родители и старшие родственники.
Я, как и большинство людей, горжусь своими предками, и их история мне кажется особенно интересной, потому что они были переселенцами из средней полосы России в далёкую для них Якутию с её суровым климатом и трудным в те времена бытом. Все переселенцы приехали из разных городов и сёл России и привезли с собой на якутские земли свои традиции и обычаи, культуру, разговорную речь и трудовые навыки. Представляете, как это всё перемешалось на якутских просторах, а к этому всему добавились обычаи и культура местных народов, и получился совершенно особенный народ. И этот народ легко приспособился к суровым условиям жизни севера и от всей души полюбил свою новую родину. Выезжать на постоянное жительство из Якутии стало принято совсем недавно, но почти все мои знакомые и знакомые друзей, вспоминают о жизни в Якутии, о её природе, как о самых счастливых годах жизни. В Якутии народ особенный, вернее и надёжнее якутянина нет.

Точной информации о том, когда мои предки поселились на берегах нашей красавицы реки Лены, у меня, к сожалению, нет, но семейная легенда гласит, что предки были сосланы. Так, в основном, и было в те времена: кто-то был в Якутию сослан, кто-то переселился добровольно. Тем не менее, наши предки достаточно легко приспособились к суровым условиям жизни севера. Они устроили здесь свой привычный быт, построили дома, хозяйственные постройки, изготовили необходимый инвентарь и стали жить на новом месте. Занялись земледелием, охотой и рыболовством, собирали ягоды и грибы, развели домашний скот и кур. Оказали влияние на местное население, показали пример более комфортных условий жизни.

Я же сегодня хочу рассказать про моего деда Пшенникова Михаила Егоровича. Это очень дорогой для меня человек, который научил меня многому в жизни. Все мои счастливые воспоминания детства связаны с ним и с бабушкой.

Мой дед Пшенников Михаил Егорович, родился 21 ноября 1900 года в селе Кочегарово Олёкминского района. И, несмотря на то, что имел не слишком большое образование, а он окончил церковно-приходскую школу, на самом деле дед был очень грамотным, по-житейски развитым и культурным человеком. Он многое знал и умел и всему этому учил нас внуков. Дело в том, что я и мой старший брат Владимир практически выросли у деда с бабушкой в селе Кочегарово, мы жили у них до того, как пошли в школу, но и потом все летние каникулы проводили там. Замечательная и счастливая пора детства с любящими и любимыми бабушкой Ефаней Александровной и дедом Михаилом Егоровичем. Дед был мастером на все руки, мог работать кузнецом, мог лошадь подковать, работал бригадиром в колхозе, на электростанции давал ток всей деревне. В гражданскую войну дед Михаил воевал в отряде Ивана Яковлевича Строда, боролся с бандитами и устанавливал Советскую власть в Якутии. Был он там командиром пулемётного взвода. Помню, дед рассказывал, как он уже в зрелом возрасте ездил на перезахоронение своих однополчан красноармейцев, павших в гражданскую войну: «Раскопали могилу, ребята на еловом лапнике лежат, как их положили, все молодые, в вечной мерзлоте сохранились, а мы стоим на краю могилы, седые все».

Во время Великой Отечественной войны Михаил Егорович был председателем колхоза, в армию его не призвали, дали ему бронь, так как у него было восемь детей. Трудно ему пришлось, работал за десятерых, ведь в селе оставались почти одни женщины. За добросовестный труд во время Великой Отечественной войны дед получил медаль и другую медаль за добор пшеницы. В селе выращивали рожь, пшеницу, была своя мельница – мололи муку.

Село Кочегарово, названное так, потому что там производили древесный уголь или как говорили его жители «жгли уголь», стояло на берегу реки Лены. На реке была пристань, к ней причаливали речные трамвайчики, на которых мы с братом приезжали летом к бабушке с дедом, в селе были магазин, клуб, почта и телеграф, была и церковь. Недалеко располагались другие сёла Олёкминского района – Дабан, Черендей, Дельгей, Нелен, Иннях, Чапаево, Точильное, Берёзовка, Мача и много других. Праздники праздновали всем селом, было очень весело. На «Троицу» ходили в лес всей деревней, это я хорошо помню, Новый год встречали в школе тоже народу было много, и «День 7 ноября» тоже отмечали всей деревней в школе.

Кроме нас с братом к дедушке с бабушкой приезжали и другие внуки, иногда нас собиралось до двадцати человек. До сих пор диву даюсь, как они с нами справлялись, но все мы были сыты, одеты, обуты. Бабушка Ефаня, 1898 года рождения была, очень ласковая, добрая. Таких, как она, я больше даже и не видел. Нас всегда оберегала и защищала и невероятно вкусно готовила. Никогда не забуду её необыкновенные пироги, которые она пекла в русской печи, вкус только что испечённого хлеба, котлеты, картофельное пюре. Бабушка вкусный квас варила, а зимой из сливок сбивала и морозила мартышки. У нас было своё хозяйство – бык, корова, лошадь, куры. Все они в хотоне содержались. Бабушка доила корову, а молоко потом пропускала в сепараторе, мы с братом всё время спорили, кто, сколько тарелочек со сливками оближет.
В деревне раздолье. У деда огромнейший арсенал охотничьего оружия и рыболовных снастей. В нашем распоряжении лодка ветка и баркас со стационарным мотором Л-6. Отсюда наши многие умения и сноровка. Рыбалка, заготовка кормов, дров и многие другие дела — помогали во всем по хозяйству согласно возрасту. Это теперь требуется пройти не понятный по логике путь оформления ружья и даже якутского ножа, а мы органично с раннего детства росли вместе со всеми атрибутами и сложностями таежной жизни. Чему нынешнее поколение может лишь позавидовать.
А дед строгий был, но бить нас никогда не бил, только строго глянет и нам сразу всё понятно, даже и говорить ему ничего было не надо. Над дверью, правда, прутик висел для острастки, но он им никогда даже не воспользовался. Дед нас всему учил, и по хозяйству работать, и охотиться, и рыбачить, до сих пор помню свой первый трофей, вот радости было… Ягоды и грибы собирали, в кедрач ходили. Деревня вдоль реки, берег пологий, каменистый, ниже деревни есть место, песчаный берег, там тугунка море целое было, сейчас не знаю как. Семейные праздники были очень добрые и весёлые. Вся семья музыкальная, почти все играли на каком-нибудь музыкальном инструменте: дядя Валя на скрипке, дед на гармошке, на баяне, мог на скрипке, дядя Гоша (Андрея отец) на баяне, дядя Рома на гармошке, дядя Витя на баяне, тетя Соня на гитаре, мама на мандолине и на гитаре, тётя Ира на гармошке почти профессионально. Песни все пели красиво, слаженно.

С радостью и лёгкой печалью вспоминаю счастливые годы моего детства и юности в селе Кочегарово Олёкминского района. Светлая и вечная память, низкий поклон и благодарность вам мои дорогие дед Михаил и бабушка Ефаня.


Комментарии

Пшенников Михаил Егорович — 4 комментария

  1. Сергей, мне очень понравился Ваш рассказ про детство в селе Кочегарово и про деда с бабушкой. Вы про них и про Ваше детство в деревне интересно рассказали. И фотографии очень хорошие, оживили текст. Читала и будто сама там побывала. Всего Вам, Сергей, доброго, пишите ещё. А деду Михаилу и бабушке Ефане вечная память. Уверена, они сейчас радуются тому, что их помнят и любят.

  2. Тоже история стариков. Отец 1898 г, мать 1899 г, крестьяне из Башкирии. Накопили лошадь, корову и с десяток детей. Когда шли волны раскулачивания, то в тех деревнях, где план по раскулачиванию не выполнялся, очередным разом было рекомендовано зацепить середняков.Правда, деревенская родня тут же доложила родителям, что пришёл их черёд. Затопив печь и выпустив во двор скотину, ночью родители начали пробираться на стройку химии-Березники на среднем Урале, где получили комнату в бараке и через десяток лет построили засыпуху между ж/д путей. Впоследствии квартира им также не досталась — было кому!
    Отец и мать – середняки
    От раскулаченья спасались
    И, бросив дом, в Березники,
    А там на стройках затерялись…

    Слиянье города с селом
    В семействе нашем состоялось,
    Нам, детям, с этим повезло,
    А вот родителям досталось!

    • Раис! Какая трогательная и печальная история случилась у Ваших родителей. И стихи хорошие. Напишите её более развёрнуто, как рассказ. Ведь тот период истории был непростым, надо донести до молодых.

  3. Замечательный рассказ! Я читал и перед моими глазами параллельно пробежали времена, когда нас с братом отправляли на лето в горное село Унал в Северной Осетии к родителям нашей мамы. Этот рассказ заставил меня тоже вспомнить множество деталей нашего детства, тогдашнего быта, уклада жизни и, конечно же, моих дорогих бабушку Лизу и дедушку Уруца. Пребывание там. несомненно, было освоением других знаний и навыков, которые не могли быть нам встретиться в нашем родном селе Эльхотово, который расположен на равнинной части Осетии. Потом мы по достоинству оценивали те знания и навыки, которые мы тогда приобрели у наших прародителей. Спасибо автору за этот интересный и поучительный рассказ. С уважением — Валерий Кубалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

счетчик посещений